План урока № 4
Тема урока: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Цели:познакомить студентов с видами профессиональной информационной деятельности человекас использованием технических средств и информационных ресурсов.
Задачи:
1.образовательная: обучающиеся должны знатьвиды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.
2. уметь синтезировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сведения о профессиях, занятых в информационной сфере.
3. воспитание интереса к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: урок-лекция с элементами беседы
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Программно – дидактическое обеспечение:
программа PowerPoint, презентация «Виды информационной деятельности человека».
Ход урока:
1.Организационный момент:приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку.(3 мин)
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, целей, актуализация знаний).
2.1Тема урока:Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. (слайд 1)
2.2 Цель урока: изучить виды профессиональной информационной деятельности человека, изучить понятия: «информационная деятельность человека», «технические средства», стоимостные характеристики информационной деятельности человека.
-
1.Перечислите основные этапы развития информационного общества.
2. Что такое «абак», «суммирующая машина»?
3.Как называется первая отечественная вычислительная машина?
Задание 1. Каким свойством не обладает информация в следующих случаях 1-6:
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
1
|
Афиша о концерте, который отменили
|
Достоверность
|
2
|
Афиша, часть которой оторвана
|
Полнота
|
3
|
Афиша о концерте, который уже состоялся
|
Актуальность
|
4
|
Афиша на непонятном языке
|
Понятность
|
5
|
Афиша о концерте неприятного Вам исполнителя
|
Полезность
|
6
|
Афиша, в которой вместо времени указано время суток (например, “Утром состоится концерт…”)
|
Точность
|
Понятие информационного процесса.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют следующие информационные процессы:
1. Процесс передачи информации, который включает в себя:
- ввод (сбор, получение) информации;
- вывод информации;
- передачу информации.
2. Процесс обработки (преобразования) информации
3. Процесс хранения информации (в собственной памяти, или на внешних носителях)
Примеры информационных процессов помещены в Таблице 1.
Таблица 1. Примеры информационных процессов
Название информац. процесса
|
Примеры информационных процессов
|
Передача информации
|
Сбор информации об объекте с помощью органов чувств:
зрения – по цвету клубники (красная, зеленая) можно определить, спелая ягода или нет;
по фотографии человека можно определить, относится ли человек к числу ваших знакомых, или нет
слуха – зазвонил телефон, раздался звонок в дверь, засвистел кипящий чайник
вкуса – достаточно ли соленый салат
обоняния – аромат маминых духов
осязания – горячий ли чай в чашке, мягкое ли одеяло
Вывод информации
Устный рассказ о проведенном отпуске, запись классного руководителя в дневнике о пропущенном занятии
Передача информации – двусторонний процесс, всегда есть источник информации (отправляет информацию) и приемник (получает информацию).
Разговор, переписка, с помощью технических средств связи (телефон, радио, телевидение – каналы передачи информации)
|
Обработка информации
|
решение математической задачи
поиск номера телефона в справочнике
размышление над ответом на поставленный вопрос
|
Хранение информации
|
в памяти человека - свое имя, домашний адрес, дату рождения
в записной книжке – телефоны друзей, рецепты блюд
в журнале – выкройки и описание моделей одежды
в энциклопедиях – сведения об объектах, событиях, известных личностях
|
3. Сообщение нового материала преподавателем
3.1 Виды информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов(слайды 1-2)
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.
Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию
Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.
Изобретение письменности называют первой информационной революцией. Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.
Новой эрой или второй информационной революцией в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку (первому техническому средству копирования информации), созданному И. Гуттенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства. И. Федоров в 1564 году издал в Москве первую печатную книгу «Апостол».
Не всем известно, что в Китае еще в XI веке было изобретено книгопечатание. Изобретатель Пи Шен сделал из глины литеры иероглифов (металлические появились позже), уложил их в металлическую форму, смазал специальным составом и сделал первый бумажный оттиск (бумагу ведь тоже изобрели в Китае). Но его изобретение не получило распространения из-за большого количества иероглифов (около 50 000).
По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессиибиблиотекаря, архивариуса.
В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах —обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.
Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.
Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).
В настоящее время компьютеры используются для обработки не только чисел, но и других видов информации. Благодаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:
- компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;
- машиночитаемые носители информации – магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;
- компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.
Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:
- сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;
- аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;
- цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
- записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);
- полиграфическое оборудование;
- цифровые музыкальные студии;
- медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
- сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;
- ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;
- плоттеры и различные принтеры;
- мультимедийные проекторы;
- флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;
- мобильные телефоны.
Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):
- многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);
- серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;
- специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).
Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики.
Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.
1. Научные исследования. Расчеты и вычисления — обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нем. Создаются специальные автоматизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не только математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы используют специальные программы для анализа текстов произведений, создания различных словарей.
2. Создание новых изделий. Некоторые этапы создания новых изделий могут быть автоматизированы, а следовательно, не удивительно, что компьютеру и здесь нашлось место. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Ведь и интегральную схему оказалось возможным сконструировать благодаря самому компьютеру и его программному обеспечению. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволяет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.
3. Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходимое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и форма которой определены чертежом. По специальным программам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.
4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Это может быть информация об инфраструктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.). Использование Интернета делает доступными сведения из ИС большому числу пользователей. В настоящее время школы Москвы получают доступ в Интернет и могут использовать сведения из различных ИС для выполнения проектов из различных областей (география, история, литература, биология, экология и т. п.). ИС или БД учреждений, школ, библиотек и т. д. позволяют выполнять поиск, запросы, изменения и дополнения быстро, с малым количеством ошибок и человеческих ресурсов.
5. Обучение. Широкое распространение получили компьютеры в области образования. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов — в явном виде и с участием специалистов сформировать профессиональную зону и механизмы поиска качественной образовательной информации.
6. Компьютеры в издательском деле. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах создания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издательства.
7. Автоматизированное рабочее место (АРМ). В настоящее время это место работника, оснащенное компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, аудио-колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т. п.). АРМ может иметь также выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию в сфере своей деятельности, получать и отправлять электронные письма, делать покупки в Интернете, заказывать электронные билеты и т. д.
Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.
Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.
Область деятельности
|
Профессия
|
Технические средства
|
Информационные ресурсы
|
Средства
массовой информации
|
Журналисты
|
Телевидение,Радио
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
|
Интернет
Электронная почта
Библиотеки
Архивы
|
Почта, телеграф, телефония
|
Служащие, инженеры
|
Традиционный транспорт, телеграф, телефонные сети, компьютерные сети
|
БД
|
Наука
|
Ученые
|
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
|
Библиотеки,
архивы,
БД,
БЗ,
экспертные системы, Интернет
|
Техника
|
Инженеры, техники
|
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
|
Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
|
Управление
|
Менеджеры
|
Информационные системы
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
|
БД, БЗ, экспертные системы
|
Образование
|
Преподаватели
|
Информационные системы
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
|
Библиотеки,
Интернет
|
Искусство
|
Писатели, Художники,
Музыканты, дизайнеры
|
Компьютеры и устройства ввода/вывода и отображения информации
Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа
Телекоммуникации
Компьютерные сети
|
Библиотеки
Музеи
Интернет
|
Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.
Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.
Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.
Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.
Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.
Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.
Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi-совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.
3.2 Стоимостные характеристики информационной деятельности человека (слайды 4-6)
Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность.
Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации информационных работ. Фактическая эффективность рассчитывается по результатам внедрения автоматизированных информационных технологий.
Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет:
TЭК= T0– T1
Относительный индекс производительности труда
JПТ= T1/T0
Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением:
CЭК = C1- C0.
Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле
Jст.зат = C1/ C0.
Срок окупаемости затрат Tок устанавливается по формуле:
Tок= ( (ЗО+ ПО) Кэф ) / (C0– C1), где
ЗО-затраты на техническое обеспечение;
ПО-затраты на программное обеспечение;
Кэф-коэффициент эффективности.
4. Первичное закрепление и текущий повтор изученного материала (5 мин).
1.Дайте определение понятиям: «информационная деятельность человека», «технические средства», «информационные ресурсы».
2. Перечислитесопровождающие технические и информационные средства выбранной вами профессии.
5.Выдача домашнего задания (2 мин)
- выучить конспект темы
- приведите примеры, когда применение новых информационных технологий не приводит к повышению производительности труда в результате внедрения автоматизированных информационных технологий.
|