Понедельник, 20.05.2024
КВАДРАТ
Меню сайта
Категории раздела
Разработки [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Преподавателям » Разработки

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

План урока № 4

Тема урока: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

Цели:познакомить студентов с видами профессиональной информационной деятельности человекас использованием технических средств и информационных ресурсов.

Задачи:

1.образовательная: обучающиеся должны знатьвиды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.

2. уметь синтезировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сведения о профессиях, занятых в информационной сфере.

3. воспитание интереса к предмету.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

 

Форма урока: урок-лекция с элементами беседы

 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

 

Программно – дидактическое обеспечение:

программа PowerPoint, презентация «Виды информационной деятельности человека».

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент:приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку.(3 мин)

         2. Подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, целей, актуализация знаний).

2.1Тема урока:Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. (слайд 1)

2.2 Цель урока: изучить виды профессиональной информационной деятельности человека, изучить  понятия: «информационная деятельность человека», «технические средства», стоимостные характеристики информационной деятельности человека.

  1.  

1.Перечислите основные этапы развития информационного общества.

2. Что такое «абак», «суммирующая машина»?

3.Как называется первая отечественная вычислительная машина?

 

 

Задание 1. Каким свойством не обладает информация в следующих случаях   1-6:

Вопрос

Ответ

1

Афиша о концерте, который отменили

Достоверность

2

Афиша, часть которой оторвана

Полнота

3

Афиша о концерте, который уже состоялся

Актуальность

4

Афиша на непонятном языке

Понятность

5

Афиша о концерте неприятного Вам исполнителя

Полезность

6

Афиша, в которой вместо времени указано время суток (например, “Утром состоится концерт…”)

Точность

 

Понятие информационного процесса.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют следующие информационные процессы:

1. Процесс передачи информации, который включает в себя:

  • ввод (сбор, получение) информации;
  • вывод информации;
  • передачу информации.

2. Процесс обработки (преобразования) информации

3. Процесс хранения информации (в собственной памяти, или на внешних носителях)

Примеры информационных процессов помещены в Таблице 1.

Таблица 1. Примеры информационных процессов

Название информац. процесса

 

Примеры информационных процессов

Передача  информации

Сбор информации об объекте с помощью органов чувств:

зрения – по цвету клубники (красная, зеленая) можно определить, спелая ягода или нет;

по фотографии человека можно определить, относится ли человек к числу ваших знакомых, или нет

слуха – зазвонил телефон, раздался звонок в дверь, засвистел кипящий чайник

вкуса – достаточно ли соленый салат

обоняния – аромат маминых духов

осязания – горячий ли чай в чашке, мягкое ли одеяло

Вывод информации

Устный рассказ о проведенном отпуске, запись классного руководителя в дневнике о пропущенном занятии

Передача информации – двусторонний процесс, всегда есть источник информации (отправляет информацию) и приемник (получает информацию).

Разговор, переписка, с помощью технических средств связи (телефон, радио, телевидение – каналы передачи информации)

Обработка информации

решение математической задачи

поиск номера телефона в справочнике

размышление над ответом на поставленный вопрос

Хранение информации

в памяти человека -  свое имя, домашний адрес, дату рождения

в записной книжке – телефоны друзей, рецепты блюд

в журнале – выкройки и описание моделей одежды

в энциклопедиях – сведения об объектах, событиях, известных личностях

 

 

 

3. Сообщение нового материала преподавателем

3.1 Виды информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов(слайды 1-2)

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.

 

Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию

 

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, на­пример, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

     Изобретение письменности называют первой информационной революцией. Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

     Новой эрой или второй информационной революцией в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку (первому техническому средству копирования информации), созданному И. Гуттенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства. И. Федоров в 1564 году издал в Москве первую печатную книгу «Апостол».

     Не всем известно, что в Китае еще в XI веке было изобретено книгопечатание. Изобретатель Пи Шен сделал из глины литеры иероглифов (металлические появились позже), уложил их в металлическую форму, смазал специальным составом и сделал первый бумажный оттиск (бумагу ведь тоже изобрели в Китае). Но его изобретение не получило распро­странения из-за большого количества иероглифов (около 50 000).

     По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Поя­вилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, пред­метные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессиибиблиотекаря, архивариуса.

     В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуко­вой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, теле­граф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в ин­формационных процессах —обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

     Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

     Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

     Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

     Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

     В настоящее время компьютеры используются для обработки не только чисел, но и других видов информации. Благодаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

 

Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:

  • компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;
  • машиночитаемые носители информации – магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;
  • компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.

Но к современным техническим средствам работы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

  • сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;
  • аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
  • записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);
  • полиграфическое оборудование;
  • цифровые музыкальные студии;
  • медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;
  • плоттеры и различные принтеры;
  • мультимедийные проекторы;
  • флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;
  • мобильные телефоны.

     Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

  • многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);
  • серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;
  • специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

     Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики.

     Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

1.     Научные исследования. Расчеты и вычисления — обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нем. Создаются специальные автоматизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не толь­ко математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы используют специальные программы для анализа текстов произведений, создания различных словарей.

2.     Создание новых изделий. Некоторые этапы создания новых изделий могут быть автоматизированы, а следовательно, не удивительно, что компьютеру и здесь нашлось место. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Ведь и интегральную схему оказалось воз­можным сконструировать благодаря самому компьютеру и его программному обеспечению. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволяет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.

3.     Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходимое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и форма которой определены чертежом. По специальным программам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.

4.     Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Это может быть информация об инфраструктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.). Использование Интернета делает доступными сведения из ИС большому числу пользователей. В настоящее время школы Москвы получают доступ в Интернет и могут использовать сведения из различных ИС для выполнения проектов из различных областей (география, история, литература, биология, экология и т. п.). ИС или БД учреждений, школ, библиотек и т. д. позволяют выполнять поиск, запросы, изменения и дополнения быстро, с малым количеством ошибок и человеческих ресурсов.

5.     Обучение. Широкое распространение получили компьютеры в области образования. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов — в явном виде и с участием специалистов сформировать профессиональную зону и механизмы поиска качественной образовательной информации.

6.     Компьютеры в издательском деле. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах создания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издательства.

7.     Автоматизированное рабочее место (АРМ). В настоящее время это место работника, оснащенное компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, аудио-колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т. п.). АРМ может иметь также выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию в сфере своей деятельности, получать и отправлять электронные письма, делать покупки в Интернете, заказывать электронные билеты и т. д.

Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.

    Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.

Область деятельности

Профессия

Технические средства

Информационные ресурсы

Средства
массовой информации

Журналисты

Телевидение,Радио

Телекоммуникации

Компьютеры

Компьютерные сети

Интернет

Электронная почта

Библиотеки

Архивы

Почта, телеграф, телефония

Служащие, инженеры

Традиционный транспорт, телеграф, телефонные сети, компьютерные сети

БД

Наука

 Ученые

Телекоммуникации

Компьютеры

Компьютерные сети

Библиотеки,
архивы,
БД,
БЗ,
экспертные системы, Интернет

Техника

Инженеры, техники

Телекоммуникации

Компьютеры

Компьютерные сети

Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет

Управление

Менеджеры

Информационные системы

Телекоммуникации

Компьютеры

Компьютерные сети

БД, БЗ, экспертные системы

Образование

Преподаватели

Информационные системы

Телекоммуникации

Компьютеры

Компьютерные сети

Библиотеки,

Интернет

Искусство

Писатели, Художники,

Музыканты, дизайнеры

Компьютеры                      и устройства  ввода/вывода и отображения информации

Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа

Телекоммуникации

Компьютерные сети

Библиотеки

Музеи

Интернет

 

         Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.

Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.

Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.

Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.

Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.

Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi-совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.

 

3.2 Стоимостные характеристики информационной деятельности человека (слайды 4-6)

Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность.

Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации информационных работ. Фактическая эффективность рассчитывается по результатам внедрения автоматизированных информационных технологий.

Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет:

TЭК= T0– T1

Относительный индекс производительности труда

JПТ= T1/T0

Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением:

CЭК = C1- C0.

Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле

Jст.зат = C1/ C0.

Срок окупаемости затрат Tок устанавливается по формуле:

Tок= ( (ЗО+ ПО) Кэф ) / (C0– C1), где

ЗО-затраты на техническое обеспечение;

ПО-затраты на программное обеспечение;

Кэф-коэффициент эффективности.

 

4. Первичное закрепление и текущий повтор изученного материала (5 мин).

1.Дайте определение понятиям: «информационная деятельность человека», «технические средства», «информационные ресурсы».

2. Перечислитесопровождающие  технические и информационные средства  выбранной вами профессии.

5.Выдача домашнего задания (2 мин)

- выучить конспект темы

- приведите примеры, когда применение новых информационных технологий не приводит к повышению производительности труда в результате внедрения автоматизированных информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разработки | Добавил: motherlena (08.07.2014)
Просмотров: 11168 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergVuxuh  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/angary-dlya-samoletov-iz-metallokonstruktsiy/>антенно мачтовое оборудование назначение</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Block title
Библиотека
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024